Проект мама, папа, я читающая семья
Основание библиотеки
Первую известную на территории Древней Руси библиотеку основал в 1037 году в Софийском соборе Киева князь Ярослав Мудрый. Чуть позже возникла библиотека Киево-Печерского монастыря, формировались библиотеки в Новгороде, Ростове, Владимире,Смоленске, Пскове, Полоцке. Личные собрания рукописей имелись у князей и представителей высшего духовенства.
В XIII-XV веках были основаны библиотеки в Чудовом, Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Соловецком монастырях, при дворах митрополитов. Наряду с книгами религиозного содержания в монастырях хранились и переписывались исторические хроники, летописи, жития, хождения, лечебники, травники, сочинения по географии.
Особо стоит сказать о так называемой библиотеке Ивана Грозного. Это собрание античных греческих и латинских рукописей, якобы хранившихся при дворе московских великих князей и царей в конце XV и в течение XVI века. По легенде, книги привезла в Москву невеста Ивана III Софья Палеолог. Согласно свидетельствам современников, в 1565 году при Иване Грозном библиотека размещалась в Кремле в двух подвалах. В XVII веке сведений о ней уже нет. Возможно, она погибла в начале столетия, во время потрясений Смутного времени. Не исключено, впрочем, что книжная сокровищница московских правителей была кем-то вывезена за рубеж либо, напротив, надежно перепрятана в России. Многие серьезные ученые (Забелин, Соболевский, Тихомиров) верили в ее существование. Правда, поиски библиотеки в течение XVIII-XX вв. в Кремле, Коломенском, Александровской слободе оказались безуспешными.
К XVI веку уже сложилась практика составления описей монастырских и церковных библиотек. Очень важным этапом в создании государственных и частных библиотек стало возникновение книгопечатания. К концу столетия книжный фонд России составлял примерно 260-350 тысяч томов (печатных лишь 6 8%), причем в монастырях находилось больше трети всех книжных сокровищ.
В конце XVII века уже формировались первые специализированные библиотеки: Типографская при Печатном дворе, собрания при Пушкарском и Аптекарском приказах. В библиотеку Посольского приказа собирали книги по истории и внешней политике, значительным собранием располагала Славяно-греко-латинская академия.
Реформы Петра Великого содействовали росту числа специальных и появлению учебных и первых публичных библиотек. Они располагали светской литературой по всем отраслям знаний. Одновременно с Кунсткамерой в Петербурге была основана и Библиотека Академии наук; с 1728 года в определенные дни и часы она открыла свои двери для всех желающих. На основе прежней Патриаршей власти организовали Синодальную библиотеку. А в 1756 году открылась Библиотека Московского университета. В 1780-х годах в старой столице издатель и просветитель Николай Новиков открыл бесплатную библиотеку-читальню. На добровольные пожертвования создавались бесплатные библиотеки в губернских городах. Среди личных собраний XVIII века выделялись библиотеки Петра Великого, Якова Брюса, Волынского, Воронцовых, Ломоносова, Меншикова, Миллера, Мусина-Пушкина, Потемкина, Татищева, Шереметевых. Но крупнейшей очень долго являлась дворцовая библиотека в Эрмитаже.
С начала XIX века в Российской империи шел бурный рост числа библиотек в средних и высших учебных заведениях, в воинских частях. С середины столетия открывались публичные библиотеки в губернских и уездных центрах, народные библиотеки просветительских обществ и комитетов грамотности.
Еще в 1814 году в Петербурге открыла свои залы для читателей Императорская Публичная библиотека (ныне Российская национальная).
В 1862 году основана Московская публичная библиотека как отделение Румянцевского музея (ныне Российская государственная); чуть позже возникли научные библиотеки Политехнического и Исторического музеев. Из коммерческих библиотек особой популярностью пользовались собрание Плавильщикова в Петербурге (по завещанию перешло к Смирдину), а в Москве – книгоиздателя Селивановского.
Читайте детям книги
Малыш начинает понимать человеческую речь еще до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включенную в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чем говорят взрослые.
Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растет, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребенка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени, если мало - на верхнюю.
Возрастные ступени чтения:
Первая ступень:
Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)
«Колобок», «Курочка-Ряба», «Репка», «Теремок» - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов.
Совсем маленьким детям эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут «дорасти» до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух
Вторая ступень:
Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет) например стихотворные сказки Корнея Чуковского, многочисленные книжки Владимира Сутеева, народные сказки о животных , басни.
Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.
Полюбившиеся истории ребенок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.
А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребенку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.
Если же ребенок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.
Третья ступень:
Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)
Например: Царевна – лягушка ,крошечка – ховрошечка, сказка о рыбаке и рыбке,..
Для дошколят постарше нужны истории длиннее, состоящие из нескольких связанных сюжетом эпизодов. К шести годам у ребенка развивается воображение, и чтение становится особенно важным. Чтобы увлечь, превратите чтение в игру, читайте и рассказывайте сказки по ролям и разыгрывайте сценки из прочитанного, предложите ребенку нарисовать или слепить кого-либо из персонажей.
Некоторые психологи считают, что детские истории должны заканчиваться хорошо. Счастливый конец подтверждает ребенку незыблемость и надежность окружающего мира, в то время как несчастливый порождает сомнения и страхи. Даже советуют во время чтения самостоятельно переделывать «нежелательные» окончания историй.
Но с другой стороны, воспитанные только на положительных примерах дети рано или поздно столкнутся с реальной жизнью, в которой хорошее тесно переплетено с плохим. Разве поможет им в этом случае полное отсутствие страха и опасений? Скорее навредит. На примерах историй из «страшных» сказок, прочитанных в соответствующем возрасте можно прививать правильные нормы поведения. Избегать таких сказок или переделывать их не стоит.
Увы, реальной альтернативы чтению в процессе развития ребенка пока нет. Помните об этом и читайте малышам чаще. Если до школы ребенку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребенку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия - иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным.
Список литературы для чтения от 1,5 до 4 лет
Список литературы для чтения от 2,5 до 5-6 лет
Список литературы для чтения от 5-6 до 7-8 лет